XV век. Сикстинская капелла до Микеланджело

Начало XVI века, Ватикан. Работы над Сан Пьетро уже пару лет как начаты, но знаменитый купол появится лишь в конце XVI века. Справа же от собора можно найти глазами Сикстинскую капеллу, названную по имени Римского Папы Сикста IV.

 

Пол капеллы украшен мозаикой "косматески" (по имени семьи Космати, монополистов мраморного дела), потолок расписан как звездное небо, на стенах- 16 фресок работы Перуджино, Боттичелли и Доменико Гирландайо. До сегодняшнего дня дошли 12 из них: 6 посвященных жизни Христа, 6 рассказывающих историю Моисея. Под фресками- роспись под драпированную ткань, с зашифрованным гербом Сикста IV.

Перуджино. Вручение ключей апостолу Петру
Интерьер Сикстинской капеллы около 1481 года

Микеланджело Буонаротти приезжает в Рим

На момент начала работ Микеланджело 33 года, он уже известен и добился успеха. За плечами- создание Давида и Пиеты, все его время и мастерство направлено на работу в скульптуре, поэтому пожелание Папы Юлия II словно гром среди ясного неба.


Из Флоренции Микеланджело отправляется в Рим по приглашению понтифика, Юлий II хочет чтобы скульптор исполнил для него масштабный надгробный монумент. В последствии Микеланджело назовет этот заказ своим проклятием, работа затянется на 40 лет, и злопамятный Буонаротти зашифрует образ этого Римского Папы в одной из неприглядных фигур в сцене "Страшного Суда".


Май 1505. Между понтификом и скульптор моментально возникает понимание и кажется, что работа спорится. Микеланджело отправляется в путешествие за ценным каррарским мрамором, а карман приятно обжигает гонорар- 10 000 дукатов, из которых тысяча на материал. Изначальный проект надгробного монумента был огромен и предполагал 40 статуй в человеческий рост, поэтому только на выбор идеального материала в карьерах уходит 8 месяцев.


Все готово к работе: по Тибру мрамор доставляют в Рим, но к тому времени настроение и идеи Папы уже переменилось. Юлий II нацелен на строительство самого грандиозного христианского собора в мире- Собора Святого Петра, а также желает воспеть величие понтификата, обновив фресками место заседания конклава- Сикстинскую Капеллу. Работы дороги, и на них необходимо все богатство имеющееся в казне, включая и гонорар нашего героя в десять тысяч золотых.


Скульптурный проект надгробия замораживают. После ряда разногласий и переговоров наш гений соглашается взяться за роспись потолка Сикстинской Капеллы. Ему обещано 3000 золотых дукатов, из которых на материалы уйдут 25.

Мелоццо да Форли. Папа Сикст IV и племянник Джулиано делла Ровере (будущий Юлий II)
Рафаэль. Папа Римский Юлий II

Genesi. Свод Сикстинской капеллы

10 мая 1508 в капелле начинается работа над сводом. Роспись свода займет 4 года, 520 дней работы (так называемые "джорнаты", дни фресок).

В помощь к Микеланджело из Флоренции направлено пять человек, каждому из которых обещано по 20 золотых. Среди них есть и давние знакомые Буанаротти- художники  Франческо Граначчи и Джулиано Буджардини. Вместе с последним Микеланджело набирался мастерства во время работы у Гирландайо. В Риме Микеланджело останавливается в доме коллеги и старшего товарища Джулиано да Сангалло. К сожалению неуживчивый характер нашего гения сыграет с ним злую шутку во время работы: давняя дружба прервется, а Бурнаротти посадит здоровье, самостоятельно выполняя все задачи.


Масштаб работы огромен, как и свод Капеллы- 40 на 13 метров, так что в первую очередь устанавливают леса. Стоит развенчать миф о том, что роспись происходила лежа, по заверениям самого художника и карикатурным наброскам на полях дневника, потолок капеллы расписывался стоя... но разумеется и такое положение сложно назвать удобным, помимо нагрузки на спину и плечи мастеру мешала и известка, которая вместе с красками падала ему на лицо. Не будем забывать и про слабое дневное освещение, поступавшее лишь через окна, и тусклое пламя свечей. Не помогает в работе и острый перфекционизм: Микеланджело не уверен в себе как в художнике и все время стремиться к недостижимому идеалу.


Изначальная идея работы была достаточно скромной- написать "лунетты" с 12-ю апостолами, но в итоге все переросло в огромный проект, насчитывающий порядка 300 человеческих фигур. Девять главных эпизодов свода рассказывают историю создания мира и человечества, согласно Книге Бытия. Почетное центральное место отведено созданию женщины, а под нею- самая знаменитая сцена с прикосновением пальцами, на нее у мастера ушло 15 дней. Сцены из Ветхого Завета обрамляются обнаженными мужскими телами, по периметру от них- фигуры пророков и предсказательниц Сибилл с книгами.

Во время реставрации были проанализированы так называемые дни фресок, "джорнаты", от итальянского giornata- день.
Так как роспись проводилась по сырой штукатурке, а таковой она могла оставаться недолго, в голове, помимо полной картины, нужно было держать и отдельные ее части, четко разбивая работу на фрагменты. Словно правильно собранный пазл, по завершению должна была появится целостная картина. Боковые края написанных фрагментов зачищались, а в новый рабочий день к ним добавлялся следующий фрагмент. Границы в виде небольших утолщений между "джорнатами" всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи.


Существовало несколько техник аффреско. Самый популярный из них, "сполверо", предполагал изготовление эскиза на картоне, контуры которого перфорировались и затем с помощью угля переносились через дырочки на поверхность. Так что помимо непростой задачи по росписи свода Капеллы, всему предшествовала и долгая подготовительная работа.

Грехопадения и изгнания Адама и Евы
Сотворение Адама

Золотым, уникальным годом в истории Рима можно считать 1504, когда в городе собираются три гения: Микеланджело, Рафаэль и Леонардо да Винчи. 

 

Сравнивания трех мастеров, вспомните картины Леонардо и его невероятные, проработанные фоны, которые уже сами затягивают нашу фантазию в другие измерения. Да Винчи мог годами дорисовывать фон картины, в нем таилась отдельная история.

 

Вспомните чувственных женщин на работах Рафаэля. Рафаэль это "la joie de vivre", радость жизни. Микеланджело красоты не искал, и прежде всего старался передать в своих работах силу, мощь, не удивительно, что мужчины ему удавались лучше. Вспомните красивое тело Давида на Площади Синьории во Флоренции, а затем посмотрите на написанных им женщин в Сикстинской Капелле- гора мускул и все та же напряженность в позе и фигуре. Даже живопись воспринималась им через ключ скульптуры.

Прежде всего Микеланджело был все же скульптор, поэтому свод Капеллы- обилие голых тел и отсутствие пейзажей.
В росписи раскрывается и талант Микеланджело-архитектора, чтобы придать композиции выразительности, он разбивает ее на рамки, карнизы, подчеркивает изгибы свода.

Во Флоренции Микеланджело уже пробовал себя в технике фрески, но живопись интересует его значительно меньше скульптуры. Для подготовки грунта необходимо создать смесь из песка и пуццоланы (смесь вулканического пепла, пемзы, туфа), правильно рассчитав пропорции. Микеланджело понадобилось время для того чтобы набить руку, на первую из девяти центральных сцен у него уходит месяц, а под конец работы он набирает скорость и справляется за пару недель. Это же касается и фигур: роспись  цикла начинается с конца истории, сцен всемирного потопа и опьянения Ноя. На них рука Микеланджело словно бы несмелая, герои кажутся зажатыми в рамки. Посмотрите в противоположную сторону: фигуры становятся крупнее, увереннее, динамичнее.

 

21 октября 1512- день сдачи работы Папе.

 

В феврале 1513 года, через несколько месяцев после завершения работ, заказчик, Папа Юлий II умирает. 25 лет спустя Микеланджело вернется в Сикстинскую Капеллу чтобы написать на главной стене "Страшный Суд".

giudizio universale / страшный суд

Спустя 25 лет Микеланджело возвращается в Сикстинскую Капеллу, для того, чтобы написать на главное стене сцену "Страшного Суда". За эти годы в Риме успели смениться три Римских Папы, и работы начинаются во время понтификата Папы Павла III из семейства Фарнезе.


В апреле 1535 года начинается подготовительный процесс, который займет почти год.
На тот момент Микеланджело уже 60 лет и в творческом обществе судачат о том, хватит ли ему сил на сложный заказ. Товарищ и коллега Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, выступает с идеей росписи стены масляной краской. Микеланджело не только категорически отказывается работать в какой либо иной технике кроме фрески, но и колко отвечает, что "расписывать стену маслом занятие для домохозяек и лентяев вроде фра Бастиано".


Как и в случаи со сводом Капеллы, наш гений снова недоволен, и не только из-за сложной и долгой работы. Дело в том, что Микеланджело понимает- век его фресок будет недолог. Сикстинская Капелла освещается свечами, гарь от которых губительна для произведений. И действительно, до реставрации XX века состояние стен и потолка было печально.

На роспись алтарной стены размером 14 на 12 метров потребовалось 450 джорнат. Проанализировав порядок джорнат стало ясно, что работать Микеланджело начал с левой верхней лунетты с ангелами и крестом.

Количество персонажей «Страшного суда» — немногим более четырёхсот. 

 

Визуально работу можно разбить на три части:

Верхняя часть с летящими ангелами и атрибутами Страстей Христовых .
Центральная часть- Христос и Дева Мария среди апостолов и святых.
Нижняя часть- конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса и кулаками отправляющие грешников в преисподню.

 

Ближайшее окружение Христа состоит из апостолов и фигур святых- 53 персонажа. Некоторые из святых легко узнаются по своим атрибутам, в отношении же определения других персонажей выстроены различные гипотезы.

 

Слева от Христа совершенно нагой Святой Андрей с Х-образным крестом, на котором был распят. Драпировка, появившаяся на нём в результате цензурных записей, была удалена во время реставрации. Рядом со Святым Андреем, повернувшимся спиною стоит Святой Иоанн Креститель. У их ног- Святого Лаврентия с решёткой, на которой он был поджарен, приняв мученическую смерть. На облаке напротив- Святой Варфоломей, которого можно узнать по содранной коже в руках. Считается, что в ней Микеланджело нарисовал свой автопортрет, в знак того, что он исполнял этот заказ по принуждению. Справа от Христа Святой Петр принимающий от него ключи.

 

Среди персонажей Микеланджело также зашифровал двух Римских Пап обрекших его на творческие муки: Юлия II делла Ровере и Павла III Фарнезе.

Святой Бьяджо и Святая Екатерина Александрийская
Святой Варфоломей

компанию фигового листка

В середине 16 века Папа Римский Павел IV Карафа затеял «компанию фигового листка», целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Церемонимейстер папы римского, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска достойна лишь «общественных бань и таверн». Папа приказал прикрыть обнажённую плоть набедренными повязками. Задание поручили художнику Даниэле да Вольтерра (Daniele da Volterra), за что тот получил обидное прозвище «Brachettone» («штанишник»).


Особое негодование вызвали изображения Святого Бьяджо и святой Екатерины Александрийской, так как их позы напоминали совокупление. Да Вольтерра переделал этот фрагмент фрески, вырезав кусок штукатурки с авторской живописью Микеланджело, так Сан Бьяджо стал похож на диснеевского принца.

реставрация

Глава реставрационной группы Джанлуиджи Колалуччи

20 июня 1980 года началась реставрация Сикстинской капеллы. Отреставрированные фрески были освящены папой римским Иоанном Павлом II 8 апреля 1994 года во время торжественной службы.  Окончательно реставрационные работы завершились в 1999 году.

 

Команда реставраторов включила Джанлуиджи Колалуччи, Маурицио Де Лука, Пьерджорджо Бонетти, Бруно Баратти и других. 

 

В капелле была проделана колоссальная работа. Для того, чтобы минимизировать повреждения фресок для установления передвигающихся лесов были использованы те же самые отверстия, которые когда-то служили и самому Микеланджело.

 

Исследования показали, что весь интерьер капеллы, а в особенности потолок, были покрыты свечной копотью, содержавшей воск и сажу, люнеты над окнами были особенно запачканы дымом. Вода, протекавшая с крыши и с открытых внешних проходов выше уровня потолка, намыла соли из строительного раствора, которые после испарения отложились на потолке. Местами это привело к пузырению и вздутию поверхности фресок. 

 

Основное финансирование в 4,2 миллиона долларов предоставила корпорация Nippon Television (Япония) в обмен на право съёмки процесса- именно поэтому в капелле запрещено снимать.