Станцы Рафаэля: Афинская Школа / Scuola di Atene

После четырех лет проведенных во Флоренции Рафаэль был призван в Рим Папой Юлием II. Принято считать, что за него замолвил слово архитектор Донато Браманте, приходящийся ему то ли дальним родственником, то ли просто старшим товарищем.

 

Понтифику Юлию II были не милы ватиканские комнаты в которых проводил время его предшественник из семьи Борджиа, поэтому Папа пожелал отделать для себя другие залы (по итальянски- станцы). Первым в их числе стал Зал Подписей- Stanza della Segnatura.

 

Иконография разрабатывалась при помощи ватиканских консультантов с 1508 по 1511 и по задумке фрески должны были олицетворять истину, красоту и добродетель. Так как стены в комнате было четыре, то истину было решено представить в двух ключах: богословия и философии. Сегодня мы рассмотрим последнюю, самую знаменитую из всех работ в станцах, Афинскую школу.

От работ в станцах уцелело очень мало подготовительных эскизов, из-за чего сложно судить о последовательности росписей. Из сохранившейся информации стало понятно лишь, что первой выполненной фреской была знаменитая "Афинская школа", посвященная философии и науке.

 

Эта фреска- своего рода ассамблея лучших умов античности. Ее основная идея, возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки, принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. 

 

Две фигуры в центре это Аристотель и Платон, от них, словно от ствола дерева в разные стороны отходят ветви наук и знаний. Платон, имеющий портретное сходство с Леонардо да Винчи, указывает пальцем в небо и олицетворяет философию отвлеченную, вечные идеалы, в то время как Аристотель рукою обращается к земному, конкретному и прагматичному, философии естественной.

Фреска заполнена персонажами каждый из которых занят своим делом, тем самым подчеркивая, что единство философий- в разнообразии отдельных школ и личных мнений.

 

Грандиозным фоном этим великим умам выступает новый строящийся Рим и Базилика Святого Петра. Не секрет, что Рафаэль страстно увлекался античными памятниками, архитектурой, и в итоге пришел на пост главного архитектора Сан Пьетро вслед за Донато Браманте. Вся композиция- оммаж Риму периода Возрождения, когда город выступал плавильным котлом для талантов со всей Италии. Афинская школа- не группа мудрецов-современников, а фантазия объединяющая мыслителей разных времен.

 

Среди 58 фигур встречаются как легко узнаваемые персонажи, так и совершенно непонятные, скорее всего служащие для заполнения пространства. Некоторых героев фрески Рафаэль наделил чертами своих знакомых. 

Слева у колонны фигура с венком из виноградных листьев это Эпикур. Афинский философ призывал доверять чувственным восприятиям, а высшим благом считал наслаждение жизнью.

 

Задумчивая фигура в лиловой одежде на переднем плане- философ Гераклит Эфесский, в образе которого Рафаэль изобразил Микеланджело. В тот момент оба художника работали в Ватикане, и хотя Микеланджело никого не подпускал к Сикстинской капелле, Рафаэлю удалось тайком в нее проникнуть и изучить его грандиозные фрески на своде. Увиденное настолько поразило Рафаэля, что он решил изменить уже завершенную "Афинскую школу", и как дань уважения внести в нее Микеланджело. Часть пола с геометрическим рисунком была сбита с фрески, и на этом месте появился Гераклит. Чтобы придать дополнительную схожесть, Рафаэль изобразил художника в высоких сапогах, в которых Буонаротти дневал и ночевал.

 

Во время реставрационных работ специалисты отметили, что "Афинская школа" находилась в худшем, нежели другие фрески, состоянии. Множество трещин давало понять, что Рафаэль не сразу нащупал правильные пропорции для создания состава, как и Микеланджело в начале росписи Сикстинской капеллы. Наверное художникам, в одно и то же время работавшим в соседних помещениях, было бы что обсудить, если бы не вечная конкуренция и непростой характер Буонаротти. Оценив стыки на так называемых "джорнатах", днях работы над фреской, реставраторы также выяснили, что Микеланджело был внесен в задумку уже в самом конце. Об этом говорит и серьезная разница в оттенках орнамента на полу.

Слева, на стороне Платона, внизу на ступенях, Пифагор, олицетворяющий собою арифметику. Он объясняет теоремы ученикам, один из которых придерживает грифельную доску. Заглядывает через плечо Пифагору арабский философ-энцеклопедист Аверроэс. 

 

В компании великих мыслителей затерялся молодой юноша в белом одеянии - племянник Понтифика Юлия II.

 

На уровень выше, неподалёку от Платона, беседует с учениками великий мыслитель Сократ, объясняя идеи на пальцах. В этой же группе можно увидеть фигуру в доспехах, предположительно Александра Македонского.

На ступенях полулежит основатель философской школы киников Диоген Синопсис. Принято считать, что Диоген выбрал себе очень экстравагантный дом и жил в бочке, правда если это и было так, то скорее всего вместо бочки это был большой глиняный кувшин "пифос".

 

Справа Евклид, основатель двумерной геометрии, склоняясь над доской измеряет циркулем чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Вдохновением для этой фигуры стал все тот же близкий Рафаэлю Донато Браманте.

 

За спиной у Евклида держат в руках глобусы великий астроном Птолемей и пророк Зороастр.

 

Чуть правее на стороне Аристотеля у самого края фрески, Рафаэль изобразил и самого себя, в 3/4 смотрящим на зрителей. Рядом- товарищ по цеху, художник Содома.

 

Обратите внимание на то, что все персонажи разделены на небольшие группы, и не смотря на обилие фигур, фреска не кажется переполненной.