SALVATORE FERRAGAMO
SALVATORE FERRAGAMO.
КОРОЛЬ САПОЖНИКОВ, САПОЖНИК КОРОЛЕЙ
Мне очень везет на вдохновляющих наставников, и мой профессор по истории моды- одна из них. Эта маленькая старая женщина лично здоровалась со всеми мэтрами моды за руку, она обладает бесценным багажом знаний и сальных сплетен, доступам к богатым красочным альбомам.
Лекция о жизни главного обувщика всех ремен, Сальваторе Феррагамо стала для меня одним из ярких впечатлений прошедшего года.
Поехав в декабре во Флоренцию я посетила его музей, чьи двери сегодня для вас и приоткрою.
Если жизнь каждого это книга, то история Феррагамо это роман в стиле «Унесенных ветром». Забирает полностью и без остатка, держа в напряжении, заставляя смеяться и плакать.
Сальваторе Феррагамо родился в 1898 году в итальянском городке Бенито, неподалеку от Неаполя. Большая южная семья будущего модельера насчитывала 14 детей, Сальваторе был из них 11-м. Не сложно представить что жили они не богато, поэтому покупка новый пары обуви приравнивалась в доме к празднику. Возможно поэтому, Сальваторе с детства мечтал об обувном ремесле. Как только он стал достаточно большим для того чтобы работать, начал дневать и ночевать в обувной мастерской в Неаполе, где перенимал опыт и знания. Два старших брата Феррагамо на тот момент жили в Америке, где также поднимали свое обувное дело. Два года отработав в Неаполе Сальваторе сбегает к братьям в Санта-Барбару. Близкое расположение Голливуда сулило неплохие перспективы, и в один прекрасный день удача улыбается братьям. Режиссер делающий масштабный проект о ковбоях обращается в мастерскую с заказом на сто пар сапог.
Сальваторе продолжает помогать братьям, а в свободное время посещает курс анатомии в Калифорнийском университете. Вопрос о том, как можно сделать обувь удобнее не давал ему покоя, и в 1924 Феррагамо проводит небольшой эксперимент… Под свод стопы он пробует вмонтировать небольшую металлическую пластину, так на свет появляется первый супинатор. Обувь становится заметно удобнее, и к Феррагамо обращается все больше клиентов, среди которых появляются и крупные знаменитости киноиндустрии. Сальваторе перебирается в LA, и там открывает свою мастерскую «Hollywood Boot Shop». Времена великой депрессии в Америки не идут бизнесу на руку и Феррагамо возвращается в Италию, Во Флоренцию. Там он открывает сеть мастерских по ручному пошиву обуви. Дела идут с переменным успехом, но к 1937 году накоплений фирмы хватает на то чтобы арендовать прекрасный старинный палаццо Спини Ферони в центре Флоренции. Там главный офис компании находится и по сей день.
Во времена фашистского режима Муссолини ключевым понятием в Италии становится автаркия. Все производство страны идет на военные нужды, и дизайнеры, которым больше не хватает материалов, должны как-то выкручиваться. Тем непростым временам итальянской моды, принадлежат множество неординарных открытий. Благодаря кризису появляются бамбуковые ручки для сумок в доме Гуччи. А Феррагамо, который временно не может изготовлять супинаторы из высококачественной стали, изобретает танкетку. Туфли, вместо каблука опирающиеся на платформу из пробкового дерева, выглядели ново и необычно, чем и привлекли интерес состоятельных клиенток. После того, как похожую пару из замши выбирает для себя известная причудливая меценат Пегги Гуггенхайм, модель становится хитом. Вдохновленный Феррагамо продолжает свои исследования по использованию необычных материалов.
Он делает туфли из рафии, использует дерево, резину, а услышав однажды от друга рыбака про леску для удочки, пускает в ход и ее. В 1947 году Феррагамо удостаивается премии Neiman Marcus, аналог Оскара в Мире моды, за свою «невидимую» модель туфель.
Среди его инноваций были туфли с прозрачной подошвой.
Еще одной интересной идеей стали шелковые туфли-следики. Дама могла менять свой образ, играя с различными формами босоножек или цветом самого следка.
Успеху в творчестве Сальваторе обязан и своей жене, Ванде, которая помогала в работе, служила опорой и поддержкой. В 1940 году они сыграли свадьбу, а вскоре у Феррагамо которому на то момент было 43 года родился первый ребенок. В последствии у пары появилось еще пятеро детей, итого три сына и три дочки. Не смотря на успешную карьеру Сальваторе был прекрасным отцом, и следую южным традициям, несмотря ни на что, всегда являлся на домашний обед по-расписанию. За большим семейным столом дети делились с отцом своими рассказами, а он выдавал им маленькие секретные капризы своих звездных клиенток.
По размеру ножки, мастер определял характер женщины. Всех дам он разделял на три категории, начиная с 35 размера и заканчивая самыми крыпными, на Золушек, Венер и Аристократок.
Поклонницами дома были Одри Хепберн, для которой мастер изготовил знаменитую пару балеток, визуально уменьшающую ногу. Для знаменитой сцены с вентиляционной сеткой метро в «Зуде Седьмого года» Мерлин Монро выбрала босоножки от Феррагамо.
Большой поклонницей необычных пар была Марлен Дитрих, она выбирала самые экстравагантные модели и часто их меняла. Много обуви заказывала и любовница Муссолини, так как Феррагамо делала модели и для нее, и для Евы Браун, его часто обвиняли в одобрении нацизма.
Большую страсть мастер питал именно к женским ножкам, но среди его клиентов встречались и мужчины. Так например Энди Уорхол выбрал для себя модель под названием «Сальваторе». Случайно забрызгав туфли краской в мастерской, он не стал их очищать, а ввел в моду. В память о художнике модель туфель с брызгами краски выпускается до сих пор.
За свою головокружительную карьеру Феррагамо запатентовал более 300 моделий обуви. В 1960, на шестьдесят втором году жизни мастер покинул мир из-за болезни раком. Жена Ванда, бесконечно его любившая, смогла не впасть в уныние, а взять в руки правление компанией.
Уже в 1961 году, дочь Феррагамо Фьяма выпустила свою первую коллекцию для модного дома отца. В последствии она, как и знаменитый папа, получила за свою работу премию Neiman Marcus.
Музей на Площади Республики во Флоренции совмещен с большим магазином марки. Такого профессионализма и вежливости как здесь я давно не встречала: меня провели по всем залам и рассказали много интересных фактов. Показали и крохотную комнатку за кассой, где выставлены туфли ручной работы, их необычность в том, что каждая из моделей- это историческая единица, изменившая мир моды. Сделанные по оригинальным эскизам, эти туфли могут быть доступны каждой из клиенток и сегодня. Будь то знаменитые платформы как у Кармен Миранды или туфли Греты Гарбо. Выполняя заказы для звездных клиентов, Феррагамо всегда изготавливал две пары. Одна отдавалась заказчику, а вторая шла в модный архив. Таким образом, эти туфли точная копия, и в дизайне и материалах.
Цена вопроса по сути совсем не велика. В то время как базовая пара обойдется примерно в 500 евро, модель из исторической кладовки будет стоить 900-1200 евро за пару.
В музее работает постоянная экспозиция, зал совсем небольшой, но в нем представлено множество моделей туфель, вошедших в историю. Рядом расположен стенд со знаменитыми колодками дома. Другие несколько залов раз в полгода заполняются экспозициями так или иначе относящимся к имени мастера. Последние две были связаны с именами звездных клиенток – Мерилин Монро и Одри Хепберн. Мне же ошеломительно не повезло, в данный момент в музеи проходит выставка связанная с анатомией ступни, где показаны оперы искусства от человекоподобных обезьян до современного танца.
Увлеченным модой билет на выставку показан!