Выставка Рафаэля в Риме

В этом году весь мир чествует великого художника Возрождения, Рафаэля Санти, скончавшегося 500 лет назад, 6 апреля 1520 года.

 

5 марта  в Риме открыла свои двери самая долгожданная, крупнейшая в истории выставка художника. На подготовку мероприятия ушло три года, более 200 работ были собраны с разных уголков Земли. Большая часть картин была доставлена из Флоренции, помимо Уффици среди участников Музеи Ватикана, неаполитанский музей  Каподимонте, Болонская Пинакотека, Лувр, Прадо, Альбертина, Британский музей, вашингтонская Национальная галерея и другие.


Браться за таких титанов как Рафаэль непросто, но организаторам удалось достойно раскрыть самые разные грани этого многоликого художника с огромным спектром талантов. Рафаэль работал с самыми разными сюжетами и в разных техниках. Портреты, трогательные Мадонны, религиозные темы, мифологические фрески, архитектурные проекты... Диву даешься, сколько всего уместилось в 37 лет жизни, при том, что Рафаэль не отказывал себе в простых земных радостях, развлечениях, вине и женщинах...

Письма Рафаэля и цитаты Джорджо Вазари на стенах музея Scuderie del Quirinale помогают чуть лучше прочувствовать личность художника. Картины выставки- краткий путеводитель по его жизни и творческому пути: влияние учителя Перуджино, флорентийский период, Рим и высокопоставленные покровители Юлий II и Лев Х. Крупные заказы: в залах Ватикана и на вилле банкира Киджи. Автопортрет с любимым протеже Джулио Романо, дама сердца- полуобнаженная Форнарина... Наконец надгробная статуя Мадонны с младенцем из Пантеона, выполненная товарищем Лоренцетто. Говоря о надгробье, именно оно встречает посетителей в первом зале музея, таким образом историю художника рассказывают с конца, да и на афише даты жизни указаны в обратном порядке, 1520-1483. 

Основоположник современного искусствознания, Джорджо Вазари начал жизнеописание великого художника словами: «Природа сделала миру этот дар, когда, будучи побеждена искусством Микеланджело, она захотела быть побежденной одновременно искусством и любезностью Рафаэля».

 

Судьба Рафаэля отчасти была предрешена еще с рождения: он был сыном художника и получил отличное воспитание, что давало ему все необходимые ключи для творческой карьеры и общению с высокопоставленными особами. Отец Рафаэля, Джованни Санти, состоял на службе при дворе урбинского герцога Федерико да Монтефельтро, писал не только картины, но и стихи. С самого детства будущий титан Возрождения был окружен образованной светской публикой, и эта среда, наряду с уроками отца стали для него своего рода университетом, не только ремесла, но и изысканных манер.

 

Тем не менее детство Рафаэля не было безоблачным. Его матери не стало, когда мальчику было 8 лет, отец вскоре женился вновь, но спустя три года скончался и он. Воспитание Рафаэля и распоряжение наследством взяли на себя родственники, а когда пришло время определить для мальчика занятие- Сначала отдали в мастерскую местного художника Тимотео Вити, а затем к Пьетро Ваннуччи, по прозвищу Перуджино.

 

С юного автопортрета Рафаэля в возрасте 20 с небольшим лет на нас смотрит грациозный интеллигентный юноша с ясным, приветливым взглядом. Вновь обращаясь к Вазари: «небо было расточительным и благосклонным, возлагая на одну лишь голову то бесконечное богатство своих сокровищ и красот, которое оно обыкновенно распределяет в течение долгого времени между несколькими личностями».

Уже в боттеге Перуджино Рафаэль показал свой главный талант- жадно впитывать всю новую информацию, словно губка. Если бы Рафаэль жил в наше время, то смог стать автором книги "Кради как художник". Роскошный зеленый фон с поздних портретов был замечен у работавшего с ним Себастьяны Дель Пьомбо, занавески Сикстинской Мадонны- у Лоренцо Лотто. Мускулистые фигуры из станц Ватикана- у Микеланджело, пейзажи в технике сфумато- у Леонардо. 

 

Можно сказать, что большинство товарищей, за которыми подсматривал Рафаэль, он превзошел. Он виртуозно вплетал в свою манеру сильные приемы других, и в итоге превратился в идеал художника Возрождения, ладного от внешности и манер, до безукоризненного письма.

 

Так как, выйдя на уровень крупных заказов, вокруг Рафаэля собралась большая школа учеников и подмастерьев, подчас сложно понять, насколько сам он был вовлечен в реализацию проекта... но с уверенностью можно сказать, что эскизы и картоны Рафаэль всегда выполнял собственноручно. В представленных на выставке подготовительных работах в полной мере чувствуется его гений.

Влияние Рафаэля

Рафаэль оказал огромное влияние на искусство во всех его областях. От испанца Сальвадора Дали, который написал автопортрет с "рафаэлевой" шеей, до писателей русской литературы.

 

Пушкин в поэме "Монах" включил картины Рафаэля в список наивысших атрибутов роскоши. Скромность монашеской кельи он подчеркивает, говоря, что там не было ни золота, ни мрамора, ни Рафаэля:

 

Не золота увидели б вы горы,
Не мрамор там прельстил бы ваши взоры,
Там не висел на стенах Рафаель.

 

Федора Достоевского на знаменитую фразу "красота спасет мир" тоже вдохновила картина Рафаэля, его "Сикстинская Мадонна".

Копия картины висела в доме Ф.М. Достоевского. Он настолько восхищался Мадонной, что однажды во время посещения дрезденской галереи устроил небольшую шалость... Достоевский попросил жену отвлечь смотрителя, а сам залез на стул, чтобы заглянуть Марии в глаза.

 

"Сикстинская Мадонна", создана, по словам Василия Жуковского, не для глаз, а для души. Она - воплощенное чудо, поэтическое откровение. “Это не картина, а видение, - восклицает русский поэт. - Здесь душа живописца без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось.» 

 

Встречается упоминание о Рафаэле и в романе Тургенева «Отцы и дети». Его герой Евгений Базаров заявляет, что творчество Рафаэля "гроша медного не стоит", так как не служит какой-то жизненно важной цели. Для Базарова непонятна ценность искусства. Он уверен, что если картина не закрывает дырку на стене, то от неё нет никакой пользы, никакого проку.

 

И конечно не будем забывать о лоджиях Рафаэля в Эрмитаже. По указу императрицы Екатерины Великой архитекторы и художники обмерили и скопировали оригинальные ватиканские лоджии и за 11 лет сделали копию части Папского дворца.

Слева: Геракл убивает Немейского льва; Справа: Геракл убивает Лернейскую гидру, 1508, Королевская библиотека, Виндзор
Моисей на коленях перед горящим кустом, 1514, Музей Каподимонте, Неаполь
Эскиз Преображение Господне, 1516-20
Мадонна Темпи, 1508, Старая Пинакотека, Мюнхен

Мадонны Рафаэля

В 21 год Рафаэль приезжает во Флоренцию. Четыре года флорентийского периода с 1504 по 1508 это время Мадонн, которых Рафаэль пишет одну за другой, раз от раза совершенствуясь.

 

На примере эволюции флорентийских Мадонн обычно объясняют, в чем состоит талант Рафаэля. Одним глазом он смотрел на старших товарищей- Леонардо и Микеланджело, другим на север, на венецианскую школу. Если во Флоренции преобладал рисунок, то в Венеции цвет. Рафаэль замечателен тем, что на его картинах все было приведено к гармонии и равновесию - и рисунок, и цвет, и композиция, и объём. Ни одна из этих составляющих не проседала как недооцененная.

 

Мадонны Рафаэля не только воплощение нежности и внутреннего света, но и пример прекрасной композиции. Все герои картин друг с другом связаны: Мария поддерживает младенца Иисуса, рядом с ним играет малыш Иоанн Креститель, иногда они шалят, Святая Анна с добрым взглядом наблюдает за происходящим... между их фигурами присутствует очень естественная, логичная связь, создающая для зрителя гармонию.

 

Мадонна Грандука, 1504, Палаццо Питти, Флоренция
Мадонна с завесой (Святое собеседование), 1513-14, Палаццо Питти, Флоренция

Мадонна Грандука была создана Рафаэлем в флорентийский период, но заметно отличается от ряда других Мадонн своим темным фоном, который остается маленькой загадкой. Благодаря изучению картины в рентгеновских лучах стало известно, что первоначально за спиной Марии художник предполагал изобразить пейзаж. Сложно доподлинно сказать был ли выбор темного фона решением самого Рафаэля, дабы сделать акцент на фигуре Марии, или картина была закрашена ее владельцем, художником Карло Дольче. Наследники художника продали картину великому герцогу Фердинанду III в конце XVIII века, благодаря чему она получила нынешнее имя "грандука".

Мадонна Альба, 1510, Национальная галерея искусств, Вашингтон

Мадонна Альба была написана Рафаэлем под влиянием Микеланджело в первые годы прибывания в Риме.

Это прекрасный пример использования любимой в Возрождение формы тондо. На картине мы видим уже не робкую и уязвимую деву, кротко смотрящую вниз, а величественную женщину, достаточно раскованно занимающую все пространство картины.

В 1836 благодаря Николаю I эта Мадонна стала жемчужиной Эрмитажа, но после революции 1917 года советское правительство продало ее американскому коллекционеру.

 

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна с розой), 1520, Прадо, Мадрид
Встреча Марии и Елизаветы, 1517, Прадо, Мадрид
Слева: Иоанн Креститель в пустоши, 1518-20, Галерея Уффици, Флоренция; Справа: Мадонна Божественной любви, 1516-18, Музей Каподимонте, Неаполь.
Портрет папы Юлия II, 1511, Национальная галерея, Лондон

Рафаэль в Риме Юлия II

Рафаэлю было двадцать пять, когда по рекомендации своего товарища, архитектора Браманте (есть мнение, что он мог быть дальним родственником художника), он был приглашен в Ватикан, где получил почетный заказ – роспись дворцовых комнат-станц. Большой рассказ о знаменитой фреске "Афинская школа" можно также найти в разделе блога на этом сайте.

 

Рафаэль показал себя как прекрасного художника-монументалиста, умевшего мыслить масштабно. Этот навык пригодился ему, когда после смерти Донато Браманте Рафаэля назначили на пост главного архитектора строящейся Базилики Сан Пьетро.

 

Папа Юлий II из семьи дела Ровере славился непростым, даже грозным, характером, но Рафаэль и с ним нашел общий язык. Художник написал портрет Юлия II уже в конце жизни понтифика, оттого он изображен не бравым воином, а уставшим и измученным. Длинную бороду, совсем не по моде того времени, понтифик решил отпустить на спор, и не брить до тех пор, пока от Рима не отступит угроза иностранных врагов. Элегантной завершающей деталью портрета стали желуди по краям у стула. Таким образом Рафаэль зашифровал в портрете одну из эмблем семьи дела Ровере.

 

Набросок к Диспуту в Станца делла Сеньятура, 1509 – 1511
Макет Виллы Мадама на холме Монте Марио
Сосуд для святой воды Льва Х с фамильным гербом Медичи
Папа Лев X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси, 1518, Галерея Уффици, Флоренция

Лев Х

На смену Юлию II пришел понтифик из семьи Медичи, сын того самого Лоренцо Великолепного.

Папа Римский Лев Х был гедонистом, любил праздники и промотал всю казну на банкеты со множеством явств. При его дворе был даже настоящий слон, подаренный королем Португалии. Свободным нравам этого Папы был значительно милее воспитанный и приятный во всех отношениях Рафаэль, нежели хмурый Микеланджело, а заручиться симпатией Римского Папы для художника значило много! 

 

В 1513 году в Риме даже был собран званый ужин, чтобы обсудить как ограничить влияние Рафаэля, но задумка не имела успеха.

 

Рафаэль был сделан начальником над всем античным достоянием Рима, и очень проникся памятниками прошлого. В четыре руки с другом Бальдассаре Кастильоне он подготовил Льву Х письмо, в котором просил одуматься и прекратить использовать Римский Форум как склад стройматериалов. Более того, Рафаэль был настроен на реставрацию руин. Кто знает, каким бы мог быть Рим если бы этот проект привели в дело?!

 

Редким даром Рафаэля было умение писать честные портреты, раскрывающие натуру героя и вместе с тем использовать легкий "фотошоп". Понтифику Льву Х Рафаэль убрал десяток лишних килограмм и вечную испарину со лба. Дьявол в деталях- блестящий шар, украшающий спинку стула намекает на фамильный герб Папы Римского из рода Медичи.

 

Из-за присутствия этого портрета на выставке разгорелся нешуточный скандал. Дело в том, что картина, доставленная из Уффици, была включена в список работ, не подлежащих вывозу, в виду своей повышенной значимости для галереи. Директор Айке Шмидт обошел этот запрет, после чего научный совет галереи подал в отставку.

Жертвоприношение в Листве, Ватикан

Агостино Киджи
друг и заказчик

Кто мог быть в Риме влиятельнее и богаче Римского Папы? Пожалуй, только банкир, который его кредитовал!

Агостино Киджи был баснословно богат. Во время пиров на его Вилле Фарнезина гостям предлагалось после трапезы выбрасывать столовое серебро прямо в Тибр... Правда предварительно Киджи отправлял своих слуг растянуть в реке под виллой сетки, на то он и был банкир!

 

Киджи заполучил Рафаэля для росписи своей виллы на Трастевере в очень загруженный для художника период. Руке маэстро принадлежит только фреска, изображающая прекрасную Галатею, остальные фрески были выполнены другими художниками и учениками Рафаэля по созданным им эскизам.

 

Если, работая в Ватикане на Папу, художника сдерживала жесткая цензура, то на вилле Киджи он смог дать волю своей фантазии! Фрески Виллы Фарнезина переполнены обнаженной натурой и зашифрованными эротическими символами.

Эскиз и готовая фреска на Villa Farnesina. Венера и Психея у ее ног.

Портреты Рафаэля

В эпоху Возрождения наступает расцвет жанра портрета. Художники уходят от формальных изображений в профиль и стремятся запечатлеть личность заказчика. Портреты становятся своего рода зеркалом, из которого на человека всегда посмотрит его лучшая версия: красивая, опрятная, слегка приукрашенная. Позволить себе портрет могли только обеспеченные благородные синьоры, и если мы присмотримся, то увидим в их одеждах дорогие шелка и роскошные украшения. 

 

Рафаэль был гениальным портретистом, изображая красками саму человеческую натуру, создавая зрительный контакт между моделью и наблюдателем. 

 

Про его портреты можно сказать все тоже самое, что и про самого Рафаэля. Люди смотрящие с них кажутся доброжелательными, воспитанными и грациозными. Не удивительно, что общества художника искал весь Рим!

 

Портрет юноши, 1518-1519, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Портрет молодой женщины, 1518-1519, Musée des Beaux-Arts, Страсбург
Дама с единорогом, 1506, Галерея Боргезе, Рим

Дама с единорогом полна загадок, начиная с сомнений на тему модели и заканчивая деталями композиции и символикой.

Возможно юная девушка со сдержанным выражением лица это Джулия Фарнезе, известная как любовница Римского Папы Борджиа. С одной стороны единорог был одним из символов семьи Фарнезе, с другой в живописи он воплощал невинность и чистоту. На руках у девушки, готовившейся вступить в брак, он мог намекать на потерю этой самой невинности в первую брачную ночь. Об этом же говорит и большой красный словно кровь камень в ожерелье, узел на нем- символ брачного союза.

 

Версия, которая сегодня находится в Галерее Боргезе в Риме, не раз претерпевала изменения. До ХХ века плечи девушки закрывал целомудренный плащ, а в руках у нее было колесо- символ мук Святой Екатерины Александрийской. Картина выглядела совершенно иначе и ее приписывали кисти разных художников- Перуджино, Гирландайо, Граначчи. Подозрений в авторстве Леонардо да Винчи разумеется не было, но сложно не заметить в композиции пересечений с его работами, от дамы с горностаем, до Джоконды с точно такими же колоннами по бокам.

 

После исследования в рентгеновских лучах в 1935 году сомнений в авторстве Рафаэля не осталось. Вскрылись и новые подробности, под единорогом была обнаружена собачка- символ верности. На женских портретах песика на руки даме могли помещать либо для того, чтобы подчеркнуть благородный статус, либо для обозначения верности и покорности супругу.

 

Портрет Франческо Мария делла Ровере (Портрет юноши с яблоком) 1503-04, Галерея Уффици, Флоренция
Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515, Лувр, Париж

Бальдассаре Кастильоне был выдающимся интеллектуалом и гуманистом своего времени, особо прославившимся сочинением "Придворный". В этой книге он отобразил то, кем должен быть и чем дышать человек Возрождения. Может от того, что Рафаэль был прекрасным представителем идеалов Ренессанса, они с Кастильоне и сошлись.

 

Своего друга Рафаэль изображает в пышном головном уборе, тем самым скрывая лысину, которой интеллектуал очень стеснялся.

Бальдассаре Кастильоне был элегантен и можно сказать задавал моду. То же ношение пышной бороды до него было совершенно непопулярно, но таким образом он скрывал следы от болезни на коже.

 

Портрет получился настолько выдающимся, что когда в 1911 году из Лувра была украдена Джоконда, именно Кастильоне занял ее место. Как и в случае с Джокондой, пронзительный взгляд следует за зрителем с кокой стороны не подступись.

Автопортрет с другом (возможно учеником Джулио Романо), 1518, Лувр, Париж

Загадкой остаются изображенные на двойном портрете мужчины. Двойной портрет это можно сказать изобретение Рафаэля. Мы видим, что юноши состоят в близких отношениях- об этом говорит рука на плече. Один из них смотрит на нас, а прямой взгляд на портретах обозначал привилегированное положение. Исходя из этого можно предположить, что перед нами учитель и ученик, возможно сам Рафаэль и учившийся у него художник Джулио Романо.

Святая Цецилия со святыми Павлом, Иоанном Богословом, Августином и Марией Магдалиной, 1514, Национальная пинакотека, Болонья

"Святая Цецилия" была написана Рафаэлем по заказу кардинала Лоренцо Пуччи для фамильной капеллы в Болонье.

Эта римская мученица умерла за свою веру, после того как вместе со своим мужем Валерьяном обратила в христианство десятки человек. Из-за того, что в молитвах и песнях Цецилия славила Всевышнего она была выбрана покровительницей музыки, именно поэтому у ее ног можно увидеть всевозможные музыкальные инструменты, а в руках небольшой передвижной орган. 

В этих инструментах под ногами у святой чувствуется влияние голландской живописи, большим поклонником которой был учитель Рафаэля- Перуджино.

 

В лучших традициях Ренессанса "Святая Цецилия" была написана на доске, но впоследствие ее сняли с дерева и перенесли на холст. Эта травматичная операция часто вредила картинам.

 

Живописец Болонской школы Гвидо Рени очень любил эту работу Рафаэля, и приехав в Рим, привез с собою в качестве визитной карточки свою версию "Святой Цецилии". Кстати, именно Гвидо Рени любили сравнивать с Рафаэлем, правда уже в XVII веке.

 

Портрет кардинала Биббиена, ок. 1516, Флоренция, Галерея Палатина в Палаццо Питти

Рафаэль был не только другом понтификов, но и многих кардиналов. Его товарищ, кардинал Биббиена все время подыскивал ему невест и подталкивал к женитьбе. Сам же художник связывать себя узами брака не стремился, так как рассчитывал, что рано или поздно Лев Х одарит красной кардинальской шляпой и его.

 

Нам известно, что по натуре Рафаэль был бонвиваном и гедонистом, любившим наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. С той же страстью и интузиазмом, с какими он брался за новый проект, Рафаэль кидался и в новые любовные приключения, коих по заверению современников, в его жизни было множество. Легендарной стала последняя его пассия, более известная как Форнарина. Правда не совсем понятно её настоящее имя и род занятий... 

 

Возможно девушку звали Маргарита Лути, она жила в районе Трастевере по адресу Vicolo del Cedro 31, где её отец держал пекарню. Отсюда и следует прозвище «форнарина» то есть дочка булочника.

 

Еще по одной версии речь идет немного о другой «печи», и «форнарина» относится к промыслу девушки, которая была куртизанкой. Некоторые источники печально описывают ее судьбу, утверждая, что скончалась Форнарина от сифилиса, а до этого обезображенная была вынуждена просить милостыню на улицах.

 

В римской галерее Барберини хранится портрет Форнарины, на котором Рафаэль изобразил возлюбленную после проведённой вместе ночи. На её обнаженной руке можно увидеть браслет с надписью "Рафаэль из Урбино". Стала ли та же девушка моделью и для картины "Донна Велата"? Вопрос открытый... но в волосах у нарядной незнакомки можно заметить жемчужину, на греческом "маргаритес".

Автопортрет, 1505, Уффици, Флоренция
Донна Велата, 1516, Палаццо Питти, Флоренция

Я побежден, прикован к великому пламени,

которое меня мучает и обессиливает.

О, как я горю! 

Ни море, ни реки не могут потушить этот огонь,

и все-таки я не могу обходиться без него,

так как в своей страсти я до того счастлив, что, пламенея, хочу еще больше пламенеть.
Сонет Рафаэля, 1516 

Удивительным образом жизнь Рафаэля оборвалась в день его рождения, 6 апреля.

Принято считать, что Рафаэля убили сексуальные излишества и порожденная ими лихорадка. По еще одной версии он мог похвалить столбняк, занимаясь изучением римских катакомб. В те времена предполагалось, что здоровье человека зависит от баланса телесных жидкостей, так называемых гуморов (лимфы, желчи и крови). Для лечения художника и восстановления верной циркуляции этих телесных соков предприняли попытку кровопускания, но лишь ухудшили его состояние.

 

Рафаэль был похоронен в римском Пантеоне. Его могилу украшает статуя, выполненная его учеником Лоренцо Лоренцетти.

Эпитафию же написал его друг- кардинал Пьетро Бембо: "Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть".

Посетить выставку:
5 марта-2 июня 2020
Scuderie del Quirinale
Via XXIV Maggio 16
С воскресенья по четверг 10.00-20.00,
пятница и суббота 10.00-22.30
Бронь билетов: www.scuderiequirinale.it